Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа за 2020 год 04 мая 2021 г.
1. Вводные положения
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа в 2020 году, итогах проведенных контрольных и экспертных мероприятий (далее – Отчет) подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), п.2 статьи 19 Положения о Контрольно-счетной палате Арамильского городского округа, утвержденного Решением Думы Арамильского городского округа от 16.02.2017 № 12/3 (далее – Положение о КСП АГО).
Отчет содержит информацию о проведенных контрольных и экспертных мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, а также о принятых решениях и мерах.
1.1. Задачи и функции
Контрольно-счетная палата Арамильского городского округа (далее – КСП АГО), как орган местного самоуправления, образованный Думой Арамильского городского округа, является постоянно действующим органом по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, реализующим свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Законом № 6-ФЗ, Положением о бюджетном процессе в Арамильском городском округе, утвержденным Решением Думы Арамильского городского округа Решение Думы Арамильского городского округа от 28.11.2013 № 29/4 (ред. от 09.11.2017, с изм. от 14.12.2017).
Для исполнения полномочий, установленных действующим законодательством, КСП АГО в отчетном периоде:
- осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Арамильского городского округа;
- осуществлялся контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Арамильского городского округа;
- осуществлялась подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета и направление ее в адрес Думы городского округа.
Для организации и осуществления деятельности КСП АГО проводились все необходимые обеспечивающие мероприятия: организационные, кадровые, правовые, информационно-технологические и другие.
- 1.2. Основные направления деятельности в отчетном году
В 2020 году КСП АГО осуществлялся внешний муниципальный финансовый контроль путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетном периоде проведено 97 мероприятий, из них:
- 6 контрольных (в том числе 1 - внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2019 год);
- 88 экспертных мероприятии (финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов);
- 3 мониторинга исполнения местного бюджета.
2. Контроль формирования и исполнения бюджета
В рамках полномочий, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Положения о КСП, проводились финансово-экономические экспертизы, по результатам которых подготовлено 11 заключений КСП АГО на проекты Решений Думы Арамильского городского округа, в том числе 6 - о внесении изменений в решение Думы Арамильского городского округа о бюджете Арамильского городского округа на 2020 год.
Кроме того, проведена финансово-экономическая экспертиза и составлено заключение КСП АГО на проект Решения Думы Арамильского городского округа о бюджете Арамильского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
В целях исполнения подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Положения о КСП АГО осуществлялся контроль исполнения бюджета Арамильского городского округа за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета в 2020 году. Подготовлена информация об исполнении местного бюджета за 1 квартал, I полугодие и 9 месяцев 2020 года.
3. Итоги контрольной деятельности
За отчетный период 2020 год проведены следующие контрольные мероприятия:
В соответствии с пунктом 1.2 плана работы Счетной палаты Свердловской области на 2020 год, пунктом 1.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа на 2020 год, с 27 января 2020 года по 21 июня 2020 года проведено контрольное мероприятие «Проверка деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по формированию доходов местных бюджетов в рамках реализации своих полномочий в области земельных отношений» совместно со Счетной палатой Свердловской области по поручению Губернатора Свердловской области);
Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2019 и в I квартале 2020 года Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Арамильского городского округа»;
Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2019 и I квартале 2020 года Муниципального бюджетного учреждения «Организационно- методический центр»;
Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2018-2019 годах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3;
Проверка соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Арамиль Энерго».
Результаты проверки по формированию доходов местного бюджета в рамках реализации своих полномочий Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округ в области земельных отношений
(совместная проверка со Счетной палатой Свердловской области)
Общая характеристика состава земель Арамильского городского округа
В соответствии с Генеральным планом Арамильского городского округа, утвержденным Решением Думы Арамильского городского округа № 72/3 от 29.09.2011 «Об утверждении Генерального плана Арамильского городского округа» общая площадь городского округа составляет 3011,84 га. Протяженность округа в широтном направлении составляет около 12 км, в меридиональном – около 7,4 км.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (форма федерального статистического наблюдения № 22-1 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности») по состоянию на 01.01.2020 года общая площадь земель в административных границах Арамильского городского округа – 2977 гектар (29 770 тыс. кв.м.) -письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (РОСРЕЕСТР) № 26-31/10571 от 17.04.2020 года).
Наибольшую площадь занимают земли в федеральной собственности - 993 га или 33,4 %.
В собственности субъекта Российской Федерации находится 19 га или 0,6 %.
В муниципальной собственности – 30 га или 1,0 %.
В собственности граждан – 449 га или 15,1 %.
В собственности юридических лиц – 120 га или 4,0 %.
Таким образом, площадь земель с зарегистрированным правом собственности составляет 1 611 га (16 110 тыс. кв.м.).
Земли в Арамильском городском округе по целевому назначению делятся на следующие категории:
- Земли сельскохозяйственного назначении (фонд перераспределения земель) – 109 га;
- Земли населенных пунктов – 2 080 га, в том числе:
городских населенных пунктов – 1 556 га,
сельских населенных пунктов – 524 га;
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – 65 га, в том числе:
земли транспорта – 47 га;
- Земли лесного фонда – 719 га;
- Земли запаса – 4 га.
Анализ полноты и достаточности правового регулирования Арамильского городского округа в сфере распоряжения земельными участками, администрирования доходов местного бюджета от распоряжения земельными участками
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах компетенции со статьей 11 ЗК РФ.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации Федерального закона № 210-ФЗ, повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления муниципальных услуг в части земельных вопросов, постановлениями администрации Арамильского городского округа (на момент проведения проверки) утверждено 12 административных регламентов.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Постановление Администрации Арамильского городского округа от 02.11.2017 № 481 Об утверждении порядка формирования и ведения реестра источников доходов бюджета Арамильского городского округа».
Методика прогнозирования доходов, главным администратором которых является Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа утверждена Распоряжением Комитета от 01.06.2016 № 7 «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Арамильского городского округа».
Анализ сведений о земельных участках в Реестре муниципального имущества (Реестр), бюджетном учете, Едином государственном реестре недвижимости и проверка правильности их отражения в Реестре, бюджетном учете
На основании статьи 130 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) земельные участки относятся к недвижимому имуществу. В связи с этим возникновение, переход и прекращение вещих прав на них (права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и пр.) подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 33 Устава Арамильского городского округа, ведение реестра муниципального имущества осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
Данные о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, включенных в Реестр, представлены в таблице 1
Таблица № 1
Наименование показателя (количество, площадь, кадастровая стоимость в разрезе категорий земельных участков) |
Значение по данным Реестра |
Изменение (гр.3-гр2) |
|
на 01.01.2018 |
на 01.01.2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Количество земельных участков муниципальной собственности (единиц), в том числе (по категориям): |
65 |
76 |
11 |
1.1 Земли населенных пунктов |
64 |
75 |
11 |
1.2 Земли промышленности и иного специального назначения |
1 |
1 |
0 |
2. Площадь земельных участков муниципальной собственности (кв. м), в том числе (по категориям): |
793 690,0 |
4 658 899,0 |
3 865 209,0 |
2.1 Земли населенных пунктов |
776 431,0 |
4 641 640,0 |
3 865 209,0 |
2.2 Земли промышленности и иного специального назначения |
17 259,0 |
17 259,0 |
0,0 |
3. Кадастровая стоимость земельных участков муниципальной собственности (руб.), в том числе (по категориям): |
859 249 438,63 |
879 383 176,36 |
20 133 737,73 |
3.1 Земли населенных пунктов |
851 799 936,46 |
871 933 674,19 |
20 133 737,73 |
3.2 Земли промышленности и иного специального назначения |
7 449 502,17 |
7 449 502,17 |
0,0 |
На 01.01.2018 года количество земельных участков муниципальной собственности, включенных в Реестр муниципального имущества Арамильского городского округа, составило 65 (шестьдесят пять) единиц. На 01.01.2020 года количество земельных участков муниципальной собственности, расположенных на территории Арамильского городского округа, увеличилось на 11 (одиннадцать) единиц, общей площадью 3 865 209,0 кв.м. и общей кадастровой стоимостью 20 133 737,73 рублей и составило 76 земельных участков с общей площадью 4 658 866,0 кв.м. и общей кадастровой стоимостью 879 383 176,36 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об уточненном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений.
Данные согласно перечню земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на территории Арамильского городского округа, представлены в таблице 2
Таблица № 2
Наименование показателя (количество, площадь, кадастровая стоимость в разрезе категорий земельных участков) |
Значение по данным из Единого государственного реестра недвижимости |
Изменение (гр.3-гр2) |
|
на 01.01.2018 |
на 01.01.2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Количество земельных участков муниципальной собственности (единиц), в том числе (по категориям): |
63 |
146 |
83 |
1.1 Земли населенных пунктов |
63 |
146 |
83 |
2. Площадь земельных участков муниципальной собственности (кв. м), в том числе (по категориям): |
704 381,0 |
839 254,0 |
134 873,0 |
2.1 Земли населенных пунктов |
704 381,0 |
839 254,0 |
134 873,0 |
3. Кадастровая стоимость земельных участков муниципальной собственности (руб.), в том числе (по категориям): |
740 408 345,73 |
805 196 743,21 |
64 788 397,48 |
3.1 Земли населенных пунктов |
740 408 345,73 |
805 196 743,21 |
64 788 397,48 |
Анализируя данные, отраженные в Реестре с Единым государственным реестром недвижимости установлены следующие отклонения на 01.01.2020 года:
1) наличие в Реестре муниципальной собственности – 6 земельных участков, не представленных в Едином государственном реестре недвижимости:
- 66:33:0101012:360, S – 7 701 кв.м., кадастровой стоимостью – 7 352 221,71 руб., вид разрешенного использования – под объект коммунального хозяйства.
2) наличие в Едином государственном реестре недвижимости – 79 земельных участков, не представленных в Реестре муниципальной собственности:
- 66:33:0101012:360, S – 7 434 кв.м., кадастровой стоимостью – 7 097 314,14 руб., вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание.
3) отсутствуют в Реестре муниципальной собственности и Едином государственном реестре недвижимости земельные участки с различным значением площади.
4) отсутствуют в Реестре муниципальной собственности и Едином государственном реестре недвижимости земельные участки с различным значением кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 215 ГК РФ муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Бюджетный учет земельных участков регламентируется инструкциями № 157н (пункты 71, 142) и 162н (пункты 14, 38).
Основанием для принятия в имущество казны земельных участков является Решение Думы Арамильского городского округа от 14.09.2017 № 23/2 «Положение об организации учета муниципального имущества и порядке ведения реестра муниципального имущества Арамильского городского округа».
Сведения бюджетного учета о земельных участках муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2018 и 01.01.2020 («Ведомость имущества казны», счет 108.55) представлены в таблице 3
Таблица № 3
Наименование показателя (количество, площадь, кадастровая стоимость в разрезе категорий земельных участков) |
Значение по данным бухгалтерского учета |
Изменение (гр.3-гр2) |
|
на 01.01.2018 |
на 01.01.2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Количество земельных участков муниципальной собственности (единиц), в том числе (по категориям): |
27 |
11 |
-16 |
1.1 Земли населенных пунктов |
27 |
11 |
-16 |
2. Площадь земельных участков муниципальной собственности (кв. м), в том числе (по категориям): |
173 140,0 |
3 803 521,0 |
+3 630 381,0 |
2.1 Земли населенных пунктов |
173 140,0 |
3 803 521,0 |
+3 630 381,0 |
3. Кадастровая стоимость земельных участков муниципальной собственности (руб.), в том числе (по категориям): |
303 866,3 |
80 630,4 |
-223 235,9 |
3.1 Земли населенных пунктов |
303 866,3 |
80 630,4 |
-223 235,9 |
Отклонения между Реестром муниципальной собственности и бюджетным учетом на 01.01.2020 года (свидетельствующая о внутренней рассогласованности учетных систем):
1) наличие в Реестре – 67 земельных участков (не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования), которые отсутствуют в бюджетном учете:
- 66:33:0101010:555, S – 2 510 кв.м, кадастровой стоимостью – 2 251 946,9 руб., вид разрешенного использования – для размещения производственных зданий.
2) наличие в бюджетном учете – 2 земельных участка, которые отсутствуют в Реестре:
- 66:00:0000000:1675, S – 303 090 кв.м, кадастровой стоимостью – 100 019,7 рублей.
3) отсутствуют в Реестре муниципальной собственности и бюджетном учете (не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования) с различной кадастровой стоимостью.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что не все сведения Реестров муниципального имущества соответствуют данным выписок
из ЕГРН (Таблица 4).
Таблица 4. Отклонения в сведениях ЕГРН и Реестров муниципального имущества по состоянию на 01.01.2020
Таблица № 4
Отклонения данных ЕГРН и Реестров[1] |
||
Количество (единиц) |
Площадь (кв. м) |
Кадастровая стоимость (тыс. руб.) |
100 |
- 3 819 645,0 |
- 74 186,4 |
Приведенные данные показывают, что в Реестрах муниципального имущества представлены земельные участки, которые отсутствуют в ЕГРН,
в ЕГРН представлены земельные участки, отсутствующие в Реестрах муниципального имущества, в ЕГРН и Реестрах муниципального имущества представлены земельные участки с различными значениями площади
и кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении Порядков ведения реестров муниципального имущества (собственности), и требований приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (код нарушения 3.24 «Нарушение порядка учета и ведения реестра государственного имущества» Классификатора).
Проверкой установлено, что сведения бюджетного учета о земельных участках в составе муниципальной казны имеют расхождения со сведениями Реестров муниципального имущества.
Анализ состава и структуры неиспользуемых земельных участков, а также используемых без оформления прав, причин их неиспользования (неоформления прав).
На 01.01.2020 года в Арамильском городском округе количество неиспользуемых земельных участков, а также используемых без оформления прав - 401 ед. общей площадью 391 012 кв.м. (без учета 5 преобразованных участков), что составляет 1,3% от общей площади земель в Арамильском городском округе.
При анализе состава данных участков, установлено, что:
382 земельных участка или 95% от состава неиспользуемых земель предназначены для предоставления многодетным семьям;
19 земельных участков или 5% не используются по иным причинам, в том числе:
- -6 участков не используются и находятся без оформления прав в связи с процедурой преобразования;
- -5 участков площадью 3985 кв.м. или 1,01 % предназначены на реализацию.
- -2 участка являются землями общего пользования площадью 3660 кв.м. их удельный вес в составе неиспользуемых земель 0,9 %;
- -2 участка площадью 2433 кв.м. или 0,6% имеют временный статус (территория уже стоит на учете в государственном кадастре, но еще не прошла процедуру регистрации права собственности на нее или аренды);
- 1 участок под строительство котельной.
Также земельные участки не используются и находятся без оформления прав в связи с тем, что 1 участок подлежит изъятию, 1 участок будет снят с учета.
Анализ исполнения полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля
На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа от 13.03.2018 № 1 и от 02.11.2018 № 14, в рамках муниципального земельного контроля в 2018 году проведено 2 (две) выездные проверки в отношении юридических лиц. В результате проведенных проверок выявлено 1 (одно) нарушение по ст. 7.1. КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок), составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 28.03.2018 № 1, выдано предписание об устранении нарушения, материалы переданы в Управление Росреестра по Свердловской области. Росреестром лицо привлечено к административной ответственности, наложен штраф. Нарушение устранено.
На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа от 08.08.2019 № 22, в 2019 году проведена 1 (одна) плановая проверка в отношении юридического лица, составлен акт проверки органом муниципального контроля (надзора) юридического лица от 21.08.2019 № 25, нарушений не выявлено, 6 (шесть) плановых и 17 (семнадцать) внеплановых проверок по заявлениям физических лиц, из них выявлено 14 (четырнадцать) нарушений, приняты решения о возбуждении дела об административном нарушении в отношении 7 (семи) собственников земельных участков по ст. 71.1 КоАП РФ.
При анализе исполнения полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля, нарушений и недостатков не выявлено.
Анализ доходов местного бюджета от распоряжения земельными участками, а также доходов от земельного налога
Структура доходов местного бюджета от распоряжения земельными участками, а также доходов от земельного налога в доходных источниках налоговых и неналоговых поступлений в 2019 составила:
земельный налог – 15,2%;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов – 7,5%;
доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – 4,8%.
За 2019 год в бюджет городского округа поступили доходы от распоряжения земельными участками в размере 41 763,0 тыс. рублей, годовой план исполнен на 97,4%.
Основную долю поступлений в бюджете Арамильского городского округа в общем объеме доходов от продажи и использования земельных участков, составляют доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: 2018 год – 26 573,2 тыс. руб. или 64,5 %, 2019 год – 23 811,1 тыс. руб. или 57 %.
Доходы от продажи и использования земельных участков в 2019 году в сравнении к 2018 году увеличились на 582,3 тыс. руб. или на 1,4 % и составили 77,6 % к общей сумме неналоговых доходов,
В структуре доходов бюджета Арамильского городского округа за 2018-2019 годы, доходы от продажи и использования земельных участков занимают 78,7 и 77,6 % соответственно от общей суммы неналоговых доходов.
Основным источником доходов местного бюджета от использования имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности, являются поступления, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков – 15301,9 тыс. рублей или 94,3% к плану (план утвержден в размере 16233,0 тыс. рублей). Недовыполнение плана обусловлено нарушением срока ежегодного платежа арендатором.
Рост поступлений по сравнению с уровнем 2018 года на 807,1 тыс. рублей или на 5,6%, что связано:
1) с погашением дебиторской задолженности прошлых лет. За отчетный период в результате претензионно-исковой работы в досудебном порядке и по решению суда получено 1 977,7 тыс. рублей, в 2018 году эти поступления составили 644,0 тыс. рублей;
2) в составе доходов от аренды 2019 года отражены средства, поступившие по результатам пятнадцати (15) аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, в качестве единовременного внесения годовой арендной платы в сумме 6 516,5 тыс. рублей, а в 2018 году поступило 7 245,3 тыс. рублей по результатам десяти (10) аукционов;
3) в 2018 году поступили средства в качестве оплаты за право заключения договора о развитии застроенной территории по результатам аукциона, в сумме 1307,4 тыс. рублей, которые были возвращены в октябре 2019 года в связи с расторжением данного договора.
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений) за отчетный период составили 200,8 тыс. рублей или 99,9% к плану (годовой план утвержден в размере 201,0 тыс. рублей).
По сравнению с уровнем прошлого года поступления выросли на 78,2% или на 88,1 тыс. рублей, что связано с заключением в 2019 году трех новых договоров аренды земельных участков.
План поступлений по земельному налогу на 2019 год утвержден в размере 47 421,0 тыс. рублей, исполнение составляет 48 517,7 тыс. рублей или 102,3% к годовому плану. К уровню аналогичного периода 2018 года поступления снизились на 788,9 тыс. рублей или на 1,6%.
Поступления земельного налога с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год составили 25 934,9 тыс. рублей. Рост по сравнению с уровнем 2018 года на 4,6% или на 1 149,0 тыс. рублей обусловлен увеличением суммы начисленного налога в связи с увеличением налоговой базы и улучшением налоговой дисциплины.
Поступления земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за отчетный период составили 22 582,8 тыс. рублей. Снижение поступлений земельного налога от физических лиц по сравнению с уровнем 2018 года на 7,9% или на 1 937,9 тыс. рублей обусловлено нарушением сроков уплаты налогов налогоплательщиками.
Согласно данным, предоставленных, в соответствии с приказом Минфина РФ № 65н, ФНС РФ № ММ-3-1/295@ от 30.06.2008, сумма недоимки по земельному налогу снизилась на 30% (на 6089,6 тыс. рублей) к недоимке на начало года и составила 14102,4 тыс. рублей. Основная доля задолженности приходится на физических лиц.
Анализ дебиторской (кредиторской) задолженности налогоплательщиков, арендаторов, покупателей земельных участков, претензионно-исковой работы
Задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, составила:
по состоянию на 01.01.2018 года – 12 598,7 тыс. рублей;
по состоянию на 01.01.2020 года – 24 911,8 тыс. рублей.
Задолженность по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов составила:
по состоянию на 01.01.2018 года – 2 555,3 тыс. рублей;
по состоянию на 01.01.2020 года – 1 553,9 тыс. рублей.
На основании данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области (письмо от 22.01.2020 № 1513/01903@) задолженность по земельному налогу, в отношении налогоплательщиков, обладающих земельными участками на территории Арамильского городского округа, составила:
по состоянию на 01.01.2018 года – 42 611,1 тыс. рублей;
по состоянию на 01.01.2020 года – 19 171,2 тыс. рублей.
Динамика изменения задолженности по доходам от использования и продажи земельных участков, а также по земельному налогу представлена в таблице 5
Таблица 5
Вид дохода |
Объем задолженности |
|
на 01.01.2018, тыс. руб. |
на 01.01.2020, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
Неналоговые доходы |
||
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (90211105012040001120): |
||
– дебиторская задолженность, в том числе: |
12 598,7 |
24 911,8 |
просроченная дебиторская задолженность |
12 598,7 |
24 911,8 |
– кредиторская задолженность |
-1 004,1 |
-847,8 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (90211406012040000430): |
||
– дебиторская задолженность, в том числе: |
2 555,3 |
1 553,9 |
просроченная дебиторская задолженность |
2 555,3 |
1 553,9 |
– кредиторская задолженность |
-138,3 |
-18,1 |
Налог на землю |
||
– задолженность по налогу, в том числе: |
42 611,1 |
19 171,2 |
просроченная задолженность |
42 611,1 |
19 171,2 |
В анализируемом периоде прослеживается тенденция роста задолженности по арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях взыскания задолженности по арендным платежам, образовавшейся по состоянию на 01.01.208 года, а также задолженности, образовавшейся в течение 2018 и анализируемого периода 2019 года, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа организована и проведена претензионно-исковая работа, представленная в таблице 6
Таблица 6
2018 |
2019 |
||
Претензии |
|||
-направлено |
количество |
19 |
36 |
сумма |
10 074 660,6 |
9 876 636,24 |
|
-удовлетворено |
количество |
3 |
10 |
сумма |
113 487,21 |
1 406 194,92 |
|
Иски |
|||
-направлено |
количество |
9 |
3 |
сумма |
4 803 188,88 |
2 564 216,13 |
|
-удовлетворено |
количество |
9 |
2 |
сумма |
4 749 385,68 |
1 284 161,94 |
|
-поступило (по мировому соглашению, по исполнительному листу, добровольно по решению суда) |
количество |
2 |
5 |
сумма |
379 666,47 |
1 400 225,65 |
Анализируя претензионно-исковую работу Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа по сокращению задолженности землепользователей установлено следующее:
В 2018 году предъявлено 19 претензий на общую сумму 10 074,6 тыс. рублей и 9 исковых заявлений о взыскании задолженности на общую сумму 4 803,2 тыс. рублей, из которых удовлетворено 12 и заключено 2 мировых соглашения.
Задолженность погашена в сумме 5 242,5 тыс. рублей, из них:
- 113,5 тыс. руб. в добровольном порядке;
- 4 749,4 тыс. руб. в досудебном порядке;
- 379 ,7 тыс. руб. по решению суда.
В 2019 году предъявлено 36 претензий на общую сумму 9 876,6 тыс. руб. и подано 3 исковых заявления на общую сумму 2 564,2 тыс. руб., из которых удовлетворено 12 и заключено 5 мировых соглашений.
Задолженность погашена в сумме 4 090,6 тыс. руб., из них:
- 1 406,2 тыс. руб. в добровольном порядке;
- 1 284,2 тыс. руб. в досудебном порядке;
- 1 400,2 тыс. руб. по решению суда.
Объем дебиторской задолженности по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов по состоянию на 01.01.2018 года составила 2 555, 3 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2020 года дебиторская задолженность по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов уменьшилась на 1 001,4 тыс. руб. и составила 1 553,9 тыс. рублей.
По земельному налогу объем дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 года составила 42 611,1 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2020 года дебиторская задолженность снизилась на 23 439,9 тыс. руб. и составила 19 171,2 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса РФ в период 2018-2019 годы установлено, что Комитет предоставил земельные участки в постоянное бессрочное пользование:
- в 2018 году – 1 земельный участок – Муниципальное автономное учреждение Центр развития физической культуры, спорта и молодежной политики «Созвездие»;
- в 2019 году – 5 земельных участков, из них:
3 земельных участка – Муниципальное автономное учреждение Центр развития физической культуры, спорта и молодежной политики «Созвездие»,
1 земельный участок – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Арамильская городская больница»,
1 земельный участок – Муниципальное бюджетное учреждение «Дворец культуры города Арамиль».
В ходе контрольного мероприятия проведен анализ договоров аренды земельных участков и договоров купли-продажи земельных участков.
В 2018 - 2019 годы заключено 225 договоров аренды земельных участков, из них (в 2018 году – 130, в 2019 году – 95).
В ходе проверки правильности начисления арендной платы по договорам аренды и выкупной стоимости, замечаний и нарушений не установлено.
В 2018 - 2019 годы заключено 182 договоров купли-продажи земельных участков (из них в 2018 году – 91, в 2019 году – 91).
Выборочной проверкой законности совершенных сделок замечаний и нарушений не установлено.
В 2019 году бесплатно для индивидуального жилищного строительства было выделено 262 земельных участка, многодетным семьям.
При выборочной проверке порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность граждан однократно бесплатно на территории Арамильского городского округа замечаний и нарушений не установлено.
По результатам контрольного мероприятия сделаны выводы, что реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, администрированию соответствующих доходов проводилась с нарушениями и недостатками, снижающими эффективность данной работы.
Так в сфере нормативного регулирования установлено отсутствие отдельных требуемых положений в Уставе муниципального образования, закрепляющих полномочия по распоряжению земельными участками за органами местного самоуправления.
В сфере учета установлено:
– отсутствие достоверной информации о земельных участках муниципальной собственности в Реестрах муниципального имущества
и бюджетном учете;
– ведение Реестров муниципального имущества с нарушением обязательных требований, предъявляемых к сведениям о муниципальном имуществе;
– отсутствие в бюджетном учете достоверной информации о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена
и которые вовлечены в хозяйственный оборот.
В сфере земельного контроля установлены факты отсутствия планов проведения муниципального земельного контроля, непроведение муниципального земельного контроля.
Указанные нарушения и недостатки формировали неполную
и неактуальную информационную базу для принятия управленческих решений в сфере управления и распоряжения земельными участками,
что в свою очередь способствовало развитию следующих негативных тенденций:
– недостижение плановых значений по доходам местных бюджетов
от распоряжения земельными участками, по доходам от налога на землю;
– использование земельных участков организациями без оформления соответствующих прав;
– увеличение площади неиспользуемых земельных участков муниципальной собственности;
– рост просроченной дебиторской задолженности по доходам местных бюджетов от распоряжения земельными участками.
В целях устранения и предотвращения в последующем выявленных нарушений и недостатков Комитету по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа направлено представление КСП АГО, предусматривающие следующее:
1) инициировать внесение изменений в Уставы муниципальных образований, связанных с закреплением полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за соответствующим органом местного самоуправления;
2) разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих соответствие данных Реестра муниципального имущества, ЕГРН
и бюджетного учета;
3) обеспечить соблюдение требований федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, инструкций по бюджетному учету;
4) рассмотреть целесообразность и возможность создания информационной системы по учету земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью повышения эффективности управления и распоряжения соответствующими земельными участками;
5) принять меры по сокращению количества и площадей неиспользуемых земельных участков муниципальной собственности,
в том числе разработать планы мероприятий по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот;
6) принять меры по сокращению просроченной дебиторской задолженности арендаторов земельных участков, в том числе разработать планы по проведению претензионно-исковой работы с неплательщиками;
7) инициировать проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот по налогу на землю в установленном муниципальным правовым актом порядке.
По итогам проведения контрольного мероприятия и Представления КСП АГО Комитетом по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа приняты меры:
1. Внесены изменения в Устав Арамильского городского округа в части внесения дополнений в полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа полномочие по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена - от 10 декабря 2020 года № 78/6 «О внесении изменений и дополнений в Устав Арамильского городского округ».
2. Включены в перечень муниципального имущества Арамильского городского округа сведения о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Переданы в МКУ «Центр бухгалтерского сопровождения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Арамильского городского округа» сведения о 67 земельных участках, содержащихся в реестре муниципального имущества.
4. Продолжена работа по претензионно-исковой работе с неплательщиками, направлено 14 претензий о погашении задолженности.
5. Создан реестр земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, начата работа по установлению землепользователей, направлено 32 письма об оформлении прав на земельные участки, занятые объектами недвижимости, определены земельные участки, подлежащие снятию с государственного кадастрового учета с целью их дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот.
Результаты контрольного мероприятия
«Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного
на праве оперативного управления, в 2019 и в I квартале 2020 года Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Арамильского городского округа»
При проверке учредительных и локальных документов, регламентирующих деятельность Учреждения установлено несоответствие Устава МКУ «ЕДДС» - 1) п.п.7 п. 4.4. Устава МКУ «ЕДДС» не соответствует ст. 24 Федерального закона РФ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При проверке состава и структуры, а также использование средств, направленных на оплату труда работников МКУ «ЕДДС» установлено следующее:
с 01.01.2020 года приказом директора № 63 к/п от 17.12.2019 года «Об утверждении штатного расписания Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Арамильского городского округа» утверждена штатная численность в количестве 16,25 ставок;
в нарушении абз. 4 пункта 4.2 Устава МКУ «ЕДДС» штатное расписание не согласовано с Администрацией АГО.
В Положении о системе оплаты труда работников Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно - диспетчерская служба Арамильского городского округа», утвержденного Постановлением Администрации Арамильского городского округа от 17.11.2015 № 423 (с изменениями от 27.11.2019 № 738) в разделе V «Установление выплат стимулирующего характера» отнесена материальная помощь, а также определено, что «материальная помощь устанавливается и выплачивается работнику учреждения с учётом интенсивности и напряжённости его труда, и особого режима работы». Следует отметить, что выплата материальной помощи должна относиться к выплатам социального и разового характера и не должна относиться к выплатам стимулирующего или поощрительного характера, кроме того, материальная помощь не устанавливается, а оказывается работнику по заявлению в определенных случаях. Условия оказания и выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальным нормативным актом Учреждения.
При проверке размеров должностных окладов, установлено, что размер оклада по должности «специалист по приему и обработке экстренных вызовов» ниже, чем по должности «уборщица служебных помещений».
В соответствии со ст.132 Трудового кодекса РФ зарплата каждого сотрудника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, учитывая тот факт, что к должности «специалист по приему и обработке экстренных вызовов» предъявляются квалификационные требования, установленные главой 5 Порядка функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13.06.2019 № 358-ПП «О порядке функционирования единых дежурно-диспетчерских служб в Свердловской области» и Приказом Минтруда России от 09.09.2015 № 618н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по приему и обработке экстренных вызовов» установление размера должностного оклада по должности специалист ниже чем по должности уборщица необоснованно.
При проверке соблюдения порядка учета муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, Контрольно-счетной палатой Арамильского городского округа была проведена выездная проверка и составлен акт осмотра основных средств от 18.05.2020, по результатам которой обнаружены расхождения с инвентаризационной описью от 26.11.2019 года ф. 0504087, по двенадцати наименованиям объектам основных средств, таким образом, фактическое наличие (состояние) не соответствует данным бухгалтерского учета.
Возражения или замечания (пояснения) руководителя объекта контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия не представлены.
По итогам проведения контрольного мероприятия и Представления КСП АГО разработано Положение о системе оплаты труда работников Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Арамильского городского округа» утверждено постановлением Администрации Арамильского городского округа от 29.09.2020 № 438, проведена инвентаризация имущества.
Результаты контрольного мероприятия
«Проверка законности и эффективности использования
средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2019 и I квартале 2020 года
МБУ «Организационно- методический центр»
При анализе нормативной правовой базы, учредительных и локальных документов, регламентирующих деятельность Учреждения выявлено следующее:
1. в пункте 1.14 Устава Учреждения определена структура МБУ «ОМЦ»:
- отдел организационно - методической, информационно -аналитической работы сопровождения образования;
- отдел молодежной политики;
- консультативный центр.
На момент проведения проверки данные отделы - не созданы.
2. пункт 4.4 Устава МБУ «ОМЦ» противоречит пункту 1.5 Устава МБУ «ОМЦ», в части контроля за целевым использованием муниципальной собственности.
При проверке состава и структуры, а также использование средств, направленных на оплату труда работников Учреждения установлено нарушение требований ст. 144 ТК РФ и Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019 (протокол № 11), Положение об оплате труда разработано и утверждено директором Учреждения в отсутствии нормативно-правого акта органа местного самоуправления, устанавливающего систему оплату труда Учреждения.
Система оплаты труда Учреждения, перечень должностей и размеры должностных окладов после изменения типа учреждения на бюджетное с 2020 года установлены директором Учреждения локальным актом, в отсутствии нормативно-правого регулирования, в связи с тем, что Положение, регулирующие вопросы оплаты труда Учреждения с 2020 года отсутствует, что привело к превышению полномочий директора Учреждения.
Кроме того, проверкой установлено, что должностной оклад директора, установлен локальным актом Учреждения (приказом № 07 от 19.02.2020), ранее чем издано распоряжение Учредителя «Об изменении размера оплаты труда директору Муниципального бюджетного учреждения «Организационно-методический центр» – 06.03.2020 года.
Приведенные в пояснениях Учреждения причины повышения размера должностных окладов директором по другим должностям – «смена статуса учреждения с казенного на бюджетное, а также в связи с передачей полномочий по молодежной политике из Муниципального автономного учреждения «Центр развития физической культуры, спорта и молодежной политики «Созвездие» в Муниципальное бюджетное учреждение «Организационно- методический центр», при этом данные причины не могли оказать влияние на расширение и (или) увеличения объема работы либо возложение дополнительных полномочий по должности «специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем», по должности «инспектор отдела кадров» (увеличение произошло на 82,4% при этом количество штатных единиц Учреждения увеличилось на 1 ставку (с 01.10.2019 – 5 ставок, с 01.01.2020 – 6 ставок).
Повышение должностных окладов с 01.01.2020 года директором Учреждения установлено непропорционально:
Коэффициент повышения по должностям:
1) директор - 1,49 (с 12000 до 19000 руб.);
2) инспектор отдела кадров - 1,82;
3) инженер информационно-ресурсного центра/ специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем - 2,51;
4) делопроизводитель -1,51.
Таким образом, применяемые коэффициенты повышения должностных окладов от 1,49 до 2,51 являются произвольными, необоснованными и неправомерными.
Данное нарушение привело к завышению оплаты труда вышеуказанных работников на 31 983,9 руб. в месяц.
Выявлены несоответствия в локальных актов наименование должности наименования «инженер информационно- ресурсного центра – «специалист по администрированию сетевых устройств информационно-коммуникационных систем».
В ходе проверки правильности и обоснованности начисления заработной платы, установлено, что излишне начислена надбавка за стаж в размере 30%, вместо установленного размера 15% (по приказу № 03-ЛС от 09.01.2020).
Возражения (разногласия) руководителя объекта контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия отражены в Заключении Контрольно-счетной палаты, которое является ем к Акту по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2019 и I квартале 2020 года МБУ «Организационно-методический центр».
По итогам проведения контрольного мероприятия и Представления КСП АГО о необходимости проанализировать материалы Акта и Отчета проверки, а также принять меры по устранению, отмеченных в них нарушений и недостатков.
Результаты контрольного мероприятия
«Проверка законности и эффективности использования средств местного бюджета и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в 2018-2019 годах
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
При проверке состава и структуры, а также использование средств, направленных на оплату труда работников Учреждения установлено, что Положения об оплате труда, выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников Учреждения, штатных расписаний и тарификационных списков установлено следующее:
- в нарушении статьи 129 ТК РФ в Положении об оплате труда установлены минимальные размеры оплаты труда должностного оклада, следовало установить фиксированный оклад (должностной оклад);
- Положение об оплате труда полностью дублирует перечень должностей, установленных нормативно-правовым актом субъекта РФ (Постановлением Правительства Свердловской области Постановление Правительства Свердловской области от 12.10.2016 № 708-ПП) большинство которых отсутствует в Учреждении и не относится к деятельности Учреждения (например: заведующий общежитием, начальник гаража, управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком), вожатый, младший воспитатель, сварщик, экспедитор по перевозке грузов, рабочий по стирке и ремонту спецодежды, швея, киномеханик, маляр, машинист (кочегар котельной), парикмахер, и т.д.).
- в штатных расписаниях и тарификационных списках в проверяемом периоде указана тарифная ставка (оклад) с учетом сельского коэффициента, в связи с этим не предоставляется возможным определить перечень должностей, по которым установлен сельский коэффициент, что не соответствует Приложению № 1 Положения об оплате труда, выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников МБОУ «СОШ № 3».
При анализе штатных расписаний за 2018 год установлено необоснованное понижение должностных окладов по 2 (должностям).
Приказом директора Учреждения № 64/1- ОД от 03.06.2019 утверждено штатное расписание с 01.06.2019 года, которым предусматривается повышение должностных окладов по 7 должностям (из 25), что составляет 28% от общего количества должностей в Учреждении. Повышение по количеству ставок произошло по 12,1 ставкам (из 80,26), что составляет 15% от общего количества ставок в Учреждении:
- учитель-логопед (с 8148 до 10 400 руб.) на 27,6%;
- учитель-дефектолог (с 8148 до 10 400 руб.) на 27,6%;
- воспитатель ГПД (с 8148 до 10 150 руб.) на 24,6%;
- педагог дополнительного образования (с 8148 до 10 150 руб.);
- педагог психолог (с 8148 до 10 150 руб.) на 24,6%;
- педагог-организатор (7360 до 10150 руб.) на 38%;
- педагог-библиотекарь (с 9920 до 10 400 руб.) на 4,8%.
В констатирующей части данного приказа директора указано обоснование для утверждения новой редакции штатного расписания «Руководствуясь Трудовым Кодексом РФ», без указания конкретных статей, что носит неопределенный характер, таким образом, установить правомерность повышения должностных окладов с 4,8 до 38% не представляется возможным.
Итоговая сумма повышения по 7 должностям составляет – 11 778 руб., учитывая, что по данные должности составляет 12,1 ставку, фактическое повышение должностных окладов, с учетом имеющихся ставок в Учреждении составило – 24 433,8 руб. в месяц.
В нарушение Федерального закона РФ № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» за проверяемый период с января 2018 по декабрь 2019 годов не выплачивалась надбавка за вредные условия труда по должности педагог дополнительного образования (проектная деятельность и журналистика).
В нарушении со ст.219 Трудового кодекса РФ установленной категории рабочих мест по должности не устанавливались гарантии и компенсации.
Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, производилась оценка двух рабочих мест с численностью работников в количестве трех человек по должности - учитель математики. По результатам специальной оценки было определено, что только одно рабочее место в количестве одного человека по должности – учитель математики относится к работе с вредными условиями труда.
Таким образом, за проверяемый период по тарификационным спискам работников было выявлено:
- с января 2018 года общее количество протарифицированных часов по должности «учитель математики» составляло 69 часов (3,8 ставок, из них доплата установлена учителю математики с нагрузкой 22 часа или 1,2 ставки);
- с сентября 2018 года общее количество протарифицированных часов по должности «учитель математики» составляло 71,5 часов (3,9 ставок) без учета вакансии 7,5 часов при этом доплата установлена по каждой должности учитель математики;
- с октября 2018 общее количество протарифицированных часов по должности «учитель математики» составляло 79 часов (4,3 ставок), таким образом, доплата за работу с вредными условиями труда необоснованно установлена дополнительно трем работникам по должности - учитель математики (в сравнении с январем 2018 года доплата установлена дополнительно по 57 часам или 3,1 ставки);
- с декабря 2018 года доплата за работу с вредными условиями труда, необоснованно установлена дополнительно одному работнику по должности - учитель математики и двум работникам по должности – учитель, что не соответствует результатам спец. оценки.
В IV квартале 2019 года проведена специальная оценка труда ООО «Уральский центр безопасности труда» по 26 рабочим местам. Согласно Отчету от 26.11.2019 года вредных и (или опасных) факторов производственной среды и трудового процесса продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (час) не установлено не по одному рабочему месту и должности.
Следует отметить, что по должностям техник-программист и лаборант, которым ранее (в 2016 году) была установлена доплата за вредность специальная оценка в 2019 году не проводилась, данные должности не включены в перечень спец. оценки.
Однако, согласно тарификационного списка на 01.12.2019 года, на 02.12.2019 и 31.12.2019 года доплаты за вредность установлены 4 (четырем) учителям, зам директора по АХЧ, гл.бухгалтеру – в размере 4 % от ставки 1002,8 рублей.
Согласно результатам спец. оценки труда за 2019 год необходимость в установлении компенсации по данным должностям отсутствует.
Таким образом, данные выплаты являлись необоснованными в сумме 4 778,8 руб. в месяц (с учетом районного (уральского) коэффициента 5 495,6 руб. (с начислениями по оплате труда) 7 155,29 рублей.
По итогам проведения контрольного мероприятия и Представления КСП АГО Учреждением 31.12.2020 утверждено Положение об оплате труда, выплатах компенсационного и стимулирующего характера работников Муниципального бюджетного образовательного учрежд5ения «Средняя общеобразовательная школа № 3 (установлены фиксированные должностные оклады, исключен перечень должностей, не относящихся к деятельности МБОУ «СОШ № 3»), прекращены выплаты за вредность .
На результаты проверки о необоснованном понижении должностных окладов по 2 должностям и необоснованном повышении по 7 должностям получены пояснения руководителя объекта контрольного мероприятия о том, что вышеуказанные нарушения допущены в период после смены руководства Учреждения.
Результаты контрольного мероприятия
При проверке анализа нормативной правой базы, учредительных и локальных документов, регламентирующих деятельность Предприятия установлено, что Администрация Арамильского городского округа в соответствии с Уставом предприятия наделена функциями учредителя МУП «Арамиль Энерго», что не соответствует полномочиям данного органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 33 Устава Арамильского городского округа полномочие по учреждению от имени муниципального образования муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, их реорганизация и ликвидация (за исключением образовательных) закреплено за органом местного самоуправления - Комитетом по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
Решение Думы Арамильского городского округа от 14.12.2017 № 27/9 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа (далее – Положение о КУМИ).
Абзацем 1 п. 3.4. Положения о КУМИ установлено, что КУМИ «осуществляет учреждение от имени Арамильского городского округа, в целях решения вопросов местного значения на основании постановления Администрации Арамильского городского округа муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, их реорганизацию и ликвидацию, изменение типа муниципальных учреждений, а также осуществляет иные, предусмотренные законодательством функции и полномочия учредителя (за исключением муниципальных образовательных организаций)».
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами Арамильского городского округа полномочие по учреждению предприятий закреплено за органом местного самоуправления - Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
Уставом Арамильского городского округа к полномочиям Главы Арамильского городского округа отнесено принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей.
Согласно ч. 2 ст. 215, ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 33 Устава Арамильского городского округа осуществление прав собственника имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, возложено на Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
В проверяемом периоде орган местного самоуправления Администрация Арамильского городского округа осуществлял права собственника имущества МУП «Арамиль Энерго», что не соответствует нормативно-правовым актам Арамильского городского округа, так как полномочие по осуществлению прав собственника закреплено за органом местного самоуправления - Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа.
При проверке соблюдение муниципальным унитарным предприятием законодательных и иных нормативных актов при владении, пользовании и распоряжении имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения установлено, что Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 21.12.2020 года, на праве хозяйственного ведения за МУП «Арамиль Энерго» закреплены 177 объектов недвижимого имущества.
В соответствии с Решением Думы Арамильского городского округа от 15.09.2019 № 59/3 «Об утверждении Положения «О порядке и условиях передачи муниципального имущества Арамильского городского округа в хозяйственное ведение и оперативное управление, использования и содержания, осуществления контроля за его целевым использованием» на все объекты недвижимости зарегистрировано право хозяйственного ведения.
Проверкой установлено, что государственная регистрация права хозяйственного ведения по объектам недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в хозяйственное ведение МУП «Арамиль Энерго», произведена, что подтверждено представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Предприятием заключены 3 (три) договора аренды, в проверяемый период по двум долгосрочным договорам производилась индексация арендной платы, что соответствует п.9 ст.5 Положения «О порядке передачи в аренду объектов муниципального имущества Арамильского городского округа», утвержденного Решением Думы Арамильского городского округа от 15.03.2018 № 34/4.
В соответствии с п. 2 ст. 95 Гражданского кодекса РФ имущество сдано в аренду с согласия собственника.
При проверке исполнения полномочий собственника в отношении имущества муниципального унитарного предприятия «Арамиль Энерго» в соответствии с п.3.4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа данный орган местного самоуправления осуществляет учреждение от имени Арамильского городского округа, в целях решения вопросов местного значения на основании постановления Администрации Арамильского городского округа муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, их реорганизацию и ликвидацию, изменение типа муниципальных учреждений, а также осуществляет иные, предусмотренные законодательством функции и полномочия учредителя (за исключением муниципальных образовательных организаций).
В проверяемом периоде, в связи с тем, что полномочия учредителя и собственника имущества Уставом «Арамиль Энерго» определены за другим органом местного самоуправления данные полномочия осуществляла Администрация Арамильского городского округа.
Следует отметить, что решение вопросов, касающихся получения части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия в настоящее время нормативно-правовым актом не урегулировано.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона № 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в настоящее время порядок установления размера отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий Арамильского городского округа решением Думы не установлен.
В нарушение ст. 20, 26 Закона № 161 - ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями) не разработан нормативно – правовой акт о проведении обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий Арамильского городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 161 - ФЗ бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. За проверяемый период данные проверки не проводились, в связи с тем, что учредитель МУП «Арамиль Энерго» не принимал решения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.
- По итогам проведенного контрольного мероприятия в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков направлено представление КСП АГО Администрации Арамильского городского округа.
4. Итоги экспертно-аналитической деятельности
В 2020 году в полном объеме реализовано полномочие, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Положения о КСП АГО, и проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2019 год и бюджетной отчетности 6 главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Арамильского городского округа, в рамках которых были проверены 6 участников (главных распорядителей бюджетных средств) бюджетного процесса Арамильского городского округа.
5. Финансово-экономическая экспертиза
В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской федерации в 2020 КСП АГО осуществлялась экспертиза (финансово –экономическая экспертиза) проектов решений Думы Арамильского городского округа, в том числе связанная с изменениями доходов и (или) расходов бюджета Арамильского городского округа, и проектов нормативно-правовых актов Администрации в части, касающейся расходных обязательств Арамильского городского округа, включая проекты муниципальных программ (проекты изменений в муниципальные программы).
Всего за отчетный период КСП АГО проведена финансово-экономическая экспертиза 88 проектов нормативно-правовых актов.
6. Обеспечение деятельности КСП
6.1. Кадровое, правовое и научно-методическое обеспечение деятельности
В целях организации и осуществления полномочий, установленных Законом № 6-ФЗ и Положением о КСП АГО, проводились мероприятия для обеспечения правовых, кадровых, материально-технических, организационных, информационно-технологических условий деятельности КСП.
В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля КСП АГО сформирован штат сотрудников, предельная численность которого (3 человека) установлена Думой Арамильского городского округа.
По состоянию на 1 января 2020 года штат укомплектован на 100 %. В I квартале 2020 года после увольнения инспектора данная ставка была вакантна более месяца.
В целях соответствия квалификационным требованиям к уровню образования по занимаемой должности - председатель КСП АГО в 2020 году завершила обучение по программе магистратуры в ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
6.2. Обеспечение деятельности доступа
к информации о деятельности
В целях реализации принципов гласности и открытости, во исполнение требований статьи 19 Положения о КСП АГО создан официальный сайт КСП АГО (https://ksp.aramilgo.ru).
6.3. Взаимодействие с контрольными и надзорными органами.
Взаимодействие КСП АГО со Счетной палатой Свердловской области осуществляется в соответствии с 6-ФЗ и 62-ОЗ.
КСП АГО входит в состав Совета органов внешнего финансового контроля Свердловской области.
Сотрудники КСП принимали участие в совместных совещаниях со Счетной палатой Свердловской области в режиме видеоконференцсвязи в период проведения совместного контрольного мероприятия.
Председатель КСП АГА принимала участие в заседании Общего собрания членов Советов органов внешнего финансового контроля, проведенного в заочном формате.
В течение года осуществлялось взаимодействие и с муниципальными контрольно-счетными органами по обмену опыта работы.
6.4. Информационно-технологическое обеспечение деятельности КСП
КСП АГО использует в своей деятельности справочно-правовую систему Консультант-Плюс. В целях ведения бюджетного учета КСП АГО заключен договор на ведение бюджетного учета с МКУ «Центр бухгалтерского сопровождения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Арамильского городского округа».
6.5. Финансовое обеспечение деятельности КСП
Финансовое обеспечение деятельности КСП АГО в отчетном периоде составило 2 339,6 тыс. рублей.
7. Основные направления деятельности КСП на текущий 2021 год
План работы КСП АГО на 2021 год сформирован в соответствии с задачами и функциями, которые возложены на КСП АГО Федеральным законом № 6-ФЗ, БК РФ и Положением о КСП. Также при формировании Плана работы КСП АГО на 2021 год учтено поручение Думы Арамильского городского округа, предложений Главы Арамильского городского округа о включении в План работы КСП АГО на 2021 год – не поступало.
Предполагается продолжить работу по взаимодействию и дальнейшему развитию сотрудничества по вопросам совершенствования внешнего муниципального финансового контроля, взаимного обмена информацией и опытом с контрольно-счетными органами муниципальных образований Свердловской области.
8. Выводы и предложения
В отчетном периоде деятельность КСП АГО контролем охвачены все этапы бюджетного процесса - от его формирования до утверждения годового отчета об исполнении бюджета.
В соответствии с п.2 ст.19 6-ФЗ, п.15 ст. 34.1 Устава Арамильского городского округа и с п.1 ст.19 Положения о КСП АГО настоящий отчет необходимо разместить на официальном сайте Арамильского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» после его рассмотрения Думой Арамильского городского округа.
[1] Свернутые данные, рассчитанные как сумма отклонений по количеству, площади и кадастровой стоимости земельных участков каждого муниципального образования в отдельности: положительные (учтенные
в Реестре и неучтенные в ЕГРН) и отрицательные (учтенные в ЕГРН и неучтенные в Реестре) значения количества, площади и кадастровой стоимости взаимоисключают друг друга.