Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа за 2016 год 03 апреля 2017 г.
1. Общие положения
Ежегодный отчет о работе Контрольно-счетной палаты Арамильского городского округа (далее — КСП) представляется Думе Арамильского городского округа в соответствии с требованиями п.2 ст.19 статьи Федерального закона от 07.02.2011 №
1.1. Задачи и функции
Основными задачами КСП являлись:
- организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей местного бюджета по объему, структуре и целевому назначению;
- организация и осуществление контроля законности и эффективности расходов средств местного бюджета;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта местного бюджета;
- финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов Арамильского городского округа, связанных с изменениями доходов и (или) расходов местного бюджета,
- финансово-экономическая экспертиза и проектов нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Арамильского городского округа.
1.2. Основные направления деятельности в отчетном году
В соответствии с основными полномочиями деятельность КСП в отчетном периоде была направлена на выявление и предотвращение нарушений законодательства при формировании и исполнении местного бюджета, использовании муниципальной собственности, распоряжении и управлении муниципальным имуществом, проводились проверки по контролю за законностью, результативностью использования средств местного бюджета, направленных на исполнение муниципальных программ.
Проводилась внешняя проверка отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, проводилась экспертиза проекта местного бюджета, проектов внесения изменений в бюджет, проекта отчета об исполнении бюджета городского округа, проводилась подготовка информации о ходе исполнения бюджета за первый квартал, девять месяцев текущего года.
2. Контроль формирования и исполнения местного бюджета
1. Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза проекта решения Думы «О бюджете Арамильского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
2. Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год.
В результате проверки установлено:
- несоответствие плановых показателей по доходам данных отчетностей главных администраторов, данное несоответствие сложилось в связи с тем, что в отчетности по главным администраторам не были учтены последние изменения в бюджет по увеличению доходных источников, закрепленных за администраторами доходов. В результате проведения внешней проверки данные несоответствия были устранены и представлена отредактированная отчетность по главным администраторам. Выявленные недостатки не повлияли на полноту и достоверность итоговых показателей годовой бюджетной отчетности по исполнению бюджета Арамильского городского округа за 2015 год.
- несоответствие показателей отчетности, в части плановых назначений по расходам у 5 ГРБС (Дума АГО, Администрация АГО, КСП АГО, Отдел образования АГО, КУМИ АГО) с Решением о бюджете и Сводной бюджетной росписи в последней редакции в результате перераспределения расходов между ГРБС. Итоговый показатель отчета по расходам ГРБС соответствует Решению о бюджете и Сводной бюджетной росписи в последней редакции.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2015 год показала полноту и достоверность представленного в КСП годового отчета, в том числе отражение в полном объеме всех доходов, поступивших в местный бюджет, расходов, осуществленных из местного бюджета, поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Структура доходов и расходов соответствует бюджетной классификации Российской Федерации и подтверждается показателями отчета по поступлениям и выбытиям, представленным Управлением Федерального казначейства по Свердловской области. Размер дефицита местного бюджета не превысил предельные значения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Заключение по результатам проверки годового отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2015 год направлено Главе Арамильского городского округа, в Думу Арамильского городского.
3. Итоги контрольной деятельности
В соответствии с планом работы в отчетном периоде проведено 4 контрольных мероприятия.
При проведении контрольных мероприятий объектом проверки являлся орган местного самоуправления — Комитет по управлению муниципальным имуществом Арамильского городского округа — 3 проверки и Администрация Арамильского городского округа.
Объем проверенных бюджетных средств составил 78 600,0 тыс. рублей (без объема средств, охваченных внешней проверкой отчета об исполнении бюджета за 2015 год).
Выявлено нарушений и недостатков на сумму 1 049,8 тыс. рублей:
Недопоступление доходов в связи с отсутствием претензионной работы (наложение штрафов за нарушение условий договоров аренды) составила — 1 049,8 тыс. рублей.
В 2016 году КСП проведены следующие контрольные мероприятия:
3.1. Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности поступления в 2014 году в местный бюджет доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Арамильского городского округа.
Фактическое поступление в 2014 году составило в сумме 53 729,3 тыс. рублей.
При проверке договоров купли-продажи земельных участков под объектом недвижимости, отсутствуют нарушения условия договоров, а точнее подпункты 2.6. пункта 2 «Передача земельного участка Продавцом и его принятие Покупателем осуществляется на основании подписываемого сторонами акта приема-передачи земельного участка в течение тридцати дней со дня представления Покупателем доказательств уплаты цены земельного участка», 2.7. пункта 2 «В случае неисполнения Покупателем обязательства по уплате цены земельного участка, Покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере одного процента от цены продаваемого земельного участка за каждый день просрочки платежа».
Информация по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности поступления в 2014 году в местный бюджет доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Арамильского городского округа направлена Главе Арамильского городского округа, председателю Думы Арамильского городского округа.
3.2. Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения арендной платы за нежилые помещения в 2015 году.
В бюджет Арамильского городского округа за 2015 год по КБК 902 1 11 05074 04 0003 120 «Доходы от сдачи в аренду объектов нежилого фонда городских округов, находящихся в казне городских округов и не являющихся памятниками истории, культуры и градостроительства муниципальной собственности (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» при плановом показателе 3 491 тыс. руб., фактически поступило доходов 3 556 тыс. рублей.
Согласно пояснению, перевыполнение плановых показателей связано с поступлением задолженности прошлых лет и увеличением базовой ставки арендной платы с 700 руб. за 1 кв.м. до 916 руб. в первом полугодии и 1 028 руб. во втором полугодии.
При проверке договоров аренды и дополнительных соглашений установлены следующие несоответствия:
- в п. 1.3 неправомерно указан нормативно-правовой акт признанный утратившим силу в связи с принятием Положения «О порядке передачи в аренду объектов муниципального имущества Арамильского городского округа» утвержденного Решением Думы Арамильского городского округа № 46/3 от 29.01.2015 года (в ред. Решения Думы Арамильского городского округа от 25.06.2015 № 53/13).
При проверке соблюдения арендаторами условий договора, установлено неоднократное нарушение п. 3, по 11 договорам, где определено, что за систематическое (два и более раза) неисполнение либо ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору, арендатор уплачивает неустойку в виде штрафа в размере 50 % от суммы годовой арендной платы.
При проведении проверки данного пункта договора установлено, что ни один арендатор не был оштрафован за нарушение условий. Комитетом в течение 2015 года была предъявлена 1 претензия о начислении пеней в размере 0,5 % с просроченной суммы за каждый день просрочки, данную меру следовало применять при первом нарушении арендатором условий договора, в случае если арендатор нарушал условия договора по установленному сроку оплаты второй раз (либо более раз), необходимо применять другую санкцию — штрафа в размере 50 % от суммы годовой арендной платы, в связи с этим сумма недополученная в бюджет по штрафам за 2015 год (просрочка платежа два и более раз) составила 1049,8 тыс. руб.
3.3. Проверка полноты начислений, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, получаемых в виде арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов в 2015 году.
Проверкой установлено, что по состоянию на 01.01.2016 года указано следующее:
- заключено договоров аренды земельных участков всего 656, из них в 2015 году — 96;
- начислено всего арендной платы за 2015 год — 19 904,9 тыс. руб.;
- всего поступило арендной платы в местный бюджет 21 314,7 тыс. руб.;
- задолженность по арендной плате в бюджет на 01.01.2016 г. составила 6 948,5 тыс. рублей.
Фактическое исполнение доходов в виде поступлений средств от арендной платы за земельные участки за 2015 год составило 101,0 % от плановых показателей.
При выборочной проверке установлено, что начисление пеней (недоимки) начисляется своевременно.
В ходе проверки правильности начисления арендной платы по договорам аренды замечаний и нарушений не установлено.
При выборочной проверке своевременности поступления в бюджет арендной платы, установлено, что не все арендаторы соблюдают условия договора аренды, в части своевременности внесения арендной платы. Комитетом ведется претензионно-исковая работа по просроченным платежам арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2015 году предъявлено 30 претензий по взысканию задолженности на сумму 2 665 786,06 руб., из них 12 удовлетворены на сумму 986 111,49 рублей. По погашению задолженности арендаторов в суд было направлено 2 иска на общую сумму 596 215,67 руб., присуждено — 596 215,67 руб., (100% от заявленной), взыскано — 0,0 руб. Всего арендной платы и пени в результате претензионно-исковой работы (в том числе по искам прошлых лет) взыскано в 2015 году — 1 582 327,16 рублей.
3.4. Проверка расходования в 2015 году бюджетных средств на выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы и муниципальные должности в Арамильском городском округе.
По результатам проверки суммовых нарушений в начислении и выплате пенсий не установлены. Выявлены недостатки при оформлении пенсионных дел муниципальных служащих.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
В 2016 году КСП проведено 1 экспертно-аналитическое мероприятие:
4.1 Обследование структуры и численности работников органов местного самоуправления Арамильского городского округа, расходов на их содержание за 2015 и 2016 год.
За 2015 год и в 2016 году превышен норматив расходов на содержание органов местного самоуправления в Арамильском городском округе, в связи, с чем КСП предложена оптимизация расходов на содержание ОМС которые позволили уменьшить расходы местного бюджета на 1 868 тыс.рублей на содержание органов местного самоуправления в 2016 году.
Из предложенных 5 рекомендаций реализовано одно — сокращена ставка в Финансовом отделе Администрации АГО. Следует отметить, что плановые расходы в размере 476,6 тыс.руб. в связи сокращением ставки у ГРБС Финансовый отдел администрации уменьшены не были.
КСП также даны предложения — устранить недостатки в структуре органов местного самоуправления, внести изменения в реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления Арамильского городского округа, привести в соответствие Положения об отделах со штатными расписаниями органов местного самоуправления.
Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено Главе Арамильского городского округа, председателю Думы Арамильского городского округа.
5. Финансово-экономическая экспертиза
В 2016 году КСП проведена 21 финансово-экономическая экспертиза, в том числе:
5.1. Проведена экспертиза проекта решения Думы Арамильского городского округа «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2015 год».
Экспертиза проведена на предмет соответствия проекта решения законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, Свердловской области, Думы Арамильского городского округа.
В результате экспертизы установлено:
Основные показатели, предусмотренные в проекте решения об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2015 год соответствуют показателям отчета об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 2015 год.
5.2. Финансовый анализ отчетов об исполнении бюджета Арамильского городского округа за 1 квартал и 9 месяцев 2016 года.
КСП подготовлены и направлены в Думу Арамильского городского округа и Главе Арамильского городского округа заключения об исполнении бюджета Арамильского городского округа за первый квартал и девять месяцев 2016 года в соответствии с требованиями статьи 264.2. Бюджетного кодекса, статьи 2 Положения о бюджетном процессе в Арамильском городском округе.
5.3. Финансовый анализ и экспертная оценка проектов муниципальных программ.
Экспертиза проводилась в соответствии с требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса, статьи 8 Положения о Контрольно-счетной палате Арамильского городского округа, статьи 2 главы 3 Положения о бюджетном процессе в Арамильском городском округе.
Экспертиза проводилась на предмет соответствия проекта муниципальной программы правовым актам Российской Федерации, Свердловской области, Арамильского городского округа, статье 179 Бюджетного кодекса, статье 4 Положения о бюджетном процессе в Арамильском городском округе.
За 2016 год КСП проведена экспертиза проектов муниципальных программ и проектов внесения изменения в муниципальные программы в количестве 18 экспертиз.
По результатам КСП даны предложения и рекомендации на устранение несоответствий расходов, предусматриваемых проектами программ с показателями расходов бюджета.
6. Обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты
КСП самостоятельно осуществляет обеспечение своей деятельности, в том числе осуществляет кадровый учет и делопроизводство, материально-техническое, информационно-технологическое, документально-правовое, архивное обеспечение.
В целях реализации принципов гласности и открытости и во исполнение требований статьи 20 Положения «О Контрольно-счетной палате Арамильского городского округа», организована работа официального сайта (www. ksp.aramilgo.ru), на котором размещена информация о планах работы, проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, их результатах, а также текущей деятельности КСП.
Расходы на обеспечение деятельности КСП предусматриваются в бюджете Арамильского городского округа отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
7. Основные направления деятельности на 2017 год
Ключевой задачей КСП, как органа внешнего муниципального финансового контроля является предоставление Думе и Главе Арамильского городского округа объективной и независимой информации о формировании и об исполнении бюджета Арамильского городского округа, качестве проектов решений Думы и проектов постановлений Администрации Арамильского городского округа, предусматривающих расходование бюджетных средств, законность, эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальными финансами и имуществом, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.
КСП разработан и утвержден 29 декабря 2016 года План работы на 2017 год, в котором учтены основные направления деятельности.
В условиях формирования дефицитного бюджета повышается значимость последовательного внедрения процедур аудита эффективности, направленного на определение экономности и результативности использования средств местного бюджета. В этой связи КСП в 2017 году планируется продолжить работу по разработке и внедрению стандартов внешнего муниципального финансового контроля, включая стандарт по аудиту в сфере закупок.
8. Выводы
Следует отметить, что по-прежнему не все проекты муниципальных правовых актов, касающиеся расходных обязательств Арамильского городского округа поступают для экспертизы в КСП.
В целом задачи, стоявшие перед КСП в 2016 году, определенные Положением о Контрольно-счетной палате и планом работы на 2016 год, выполнены.